Сообщение для родителей: "Если вы вежливы"
Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. Ежели вы вежливы В душе, а не для виду, В троллейбус вы поможете Взобраться инвалиду. И ежели вы вежливы, Поможете вы маме. |
И помощь ей предложите Без просьбы — то есть сами. И ежели вы вежливы, То в разговоре с тетей, И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте... И ежели вы вежливы, Тому, кто послабее, Вы будете защитником, Пред сильным не робея. |
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок вырос здоровым, умным и воспитанным, культурно воспитанным. Каждый взрослый надеется, что его дитя будет добрым, внимательным, вежливым. Как воспитать у ребёнка эти качества? Об этом мы сегодня и поговорим.
Вопрос родителям:
— Что означает слово «вежливый»?
«Вежливый» в толковом словаре русского языка определяется как соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Яркую характеристику ребёнка-невежи, который разладил отношения в семье, подарила нам в своем стихотворении «Медвежонок-невежа» (сказка для больших и маленьких) Агния Барто, справедливо предположив, что «такие мишки есть среди ребят»:
Был сынок у маменьки — Медвежонок маленький. В маму был фигурою — В медведицу бурую... Сыночек дисциплины Совсем не признает! Нашел он мёд пчелиный — И грязной лапой в мед!.. Родители беседуют — Мешает он беседе. Перебивать не следует Взрослого медведя! Вот он примчался к дому И первый влез в берлогу — Медведю пожилому Не уступил дорогу... Ужасно он воспитан, Всю ночь ревет, не спит он! Он мать изводит просто. Тут разве хватит сил? |
Пошел сыночек в гости — Хозяйку укусил, А медвежат соседки Столкнул с высокой ветки... Но вот дошло и до того, Что на медведя самого, На родного папу, Мишка поднял лапу! Отец, сердито воя, Отшлепал сорванца. (Задело за живое, Как видно, и отца.) ...Нелады в семье Медвежьей — А сынок Растет невежей! Я знаю понаслышке, И люди говорят, Что такие мишки Есть среди ребят. |
Много лет люди создавали нравственные нормы и правила поведения. Причём каждая эпоха преподносила свои правила, которым подчинялись все слои населения независимо от положения и возраста. Например, в изданных при Петре Первом «Показаниях к житейскому обхождению» отдельные нормы поведения приравнивались к законам.
И тех, кто не соблюдал эти законы, наказывали порой жестоко.
Воспитание культуры поведения, формирование нравственных качеств у детей — непростой процесс. Кому-то он удается, кому-то нет. Как воспитать культурного человека? Об этом пойдет сегодня разговор. Надеемся, ваш опыт и родительская наблюдательность помогут найти ответы на многие вопросы.
Работа с картинками
(Воспитатель обращает внимание родителей на доску с картинками, на которых изображены ситуации неправильного поведения людей).
В мире есть добро и зло. И ребёнок с первых дней жизни неизбежно познает и то и другое. Познание происходит у детей активно, стремительно. Иногда они не могут отличить хорошие поступки от плохих, добро от зла. И не потому, что дурно воспитаны, а потому, что малышам пока не дано быстро и правильно оценить обстановку в силу их небольшого опыта.
Вопрос родителям:
— Посмотрите внимательно на первую картинку. Какие поступки людей вы считаете неправильными?
(Родители высказываются, затем воспитатель включает аудиозапись с мнением детей об увиденном на первой картинке. Аналогично с последующими картинками. Взрослые сравнивают свои высказывания с детскими.)
Микрофон искренности
Вот какой совет дала автор книги «Азбука вежливости» JI.Васильева-Гангнус: «Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы...»
Предлагаю вам микрофон искренности, в который вы поочередно скажете, что вам удалось в воспитании культуры поведения у вашего ребенка и что пока не удаётся (родители передают друг другу микрофон и высказываются. Если кто-то не захочет говорить на эту тему, то заставлять не нужно. Воспитатель подводит итог сказанному).
Средства, способствующие воспитанию культуры поведения
Какие же средства формируют обозначенные стороны поведения дошкольника? Каким путём развивать у детей такие качества, как доброта, трудолюбие, терпение, забота о ближнем, любовь к окружающему миру? Может быть, путём заучивания азов нравственности? Может быть, ежедневными напоминаниями ребёнку или внушениями-лекциями? (воспитатель с родителями в ходе размышлений и дискуссии определяют средства, способствующие воспитанию культуры поведения детей).
Собственный пример взрослого. Все вы прекрасно знаете, что «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему» (С.Брандт).
Систематическое знакомство детей с нормами морали, заключающими требования к поведению людей. Моральные нормы порой сложны и недоступны полному осознанию дошкольника в той мере, которая необходима для регуляции собственного поведения. Поэтому дети не могут воспользоваться этими нормами в ситуациях, требующих морального выбора. Так, например, если взрослый внушает «будь вежливым», ребенок в лучшем случае запомнит указание, но воспользоваться им не сможет. Но, если взрослый добавляет: «Хорошие люди всегда вежливы» и конкретизирует это правило рассказом об определенных действиях, ребёнок понимает правило.
Художественная литература всегда успешно используется для ознакомления детей с нормами морали. Ведь в детской литературе писатели представляют героев (положительных и отрицательных) в доступной форме, описывая их конкретные поступки. Дошкольникам становится понятен смысл поступков героев с точки зрения соответствия нормам морали, и у них возникает желание сравнить себя с положительным героем.
Иллюстрации также оказывают влияние на детей. Большой эффект у специально разработанных картинок, где представлены ситуации, заключающие в себе мораль. Однако дети не всегда обращают внимание на переживания героя, эмоциональное состояние персонажа. Следовательно, необходима работа, направленная на воспитание у дошкольников сопереживания, сочувствия, отзывчивости, которые станут мотивами нравственно ценных поступков во взаимоотношениях со сверстниками.
Включение детей в деятельность — активное средство воспитания навыков культуры поведения. Именно в деятельности возможно воспитание азов вежливости, доброжелательных взаимоотношений с окружающими.
Словарь добрых слов
Сегодня предлагаем вам составить словарь добрых слов (воспитатель просит родителей вспомнить формы вежливости).
Знакомство |
Приветствие |
Прощание |
Позвольте (разрешите) представиться. Разрешите с вами познакомиться. Будем знакомы. Весьма рад, очень приятно. Рад познакомиться с вами. Очень рад знакомству с вами. |
Здравствуйте. Привет. Приветствую вас. Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер. Приятно снова вас видеть. Рад встрече с вами. Доброго здоровья. Мир вашему дому. Мое почтение. Нижайший поклон. |
До свидания. До встречи. Счастливо. Всего доброго. Прощайте. Честь имею. Будьте здоровы. Всего хорошего. Доброй ночи. Доброго пути. Кланяюсь вам. Позвольте откланяться. Спокойной ночи. Храни вас Господь. Желаю всяких благ. |
Благодарение |
Извинение |
Просьба |
Большое спасибо. Я вас благодарю. Примите слова благодарности. Премного (чрезвычайно) благодарен. Весьма вам признателен. Вы мне очень помогли. Вы очень учтивы. Спасибо за теплые слова. |
Простите (извините), пожалуйста. Прошу прощения. Примите мои извинения. Я был не прав. Не обессудьте. Поймите меня. |
Будьте добры (любезны). Если вас не затруднит. Не откажите, пожалуйста. Не смогли бы вы. Пожалуйста, помогите мне. Позвольте. Прошу вас. Разрешите. Буду вам признателен. |
Слова «до свидания», «спасибо», «простите»,
«пожалуйста», «здравствуйте» щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым
В троллейбусе, в парке, в школе и дома.
Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.
В. Кудлачев